Казахстан обладает обширными территориями благодаря предкам-кочевникам. Казахи и казахская государственность - это главные наследники кочевой цивилизации двух тысячелетий. На этой территории была великая кочевая степь. Монголия и Казахстан - это две великие территории, где возникали кочевые империи, начиная с первого тысячелетия до нашей эры.
Большая территория как современного, так и средневекового Казахстана объясняется тем, что кочевым цивилизациям было жизненно необходимо расширять собственные территории. У наших соседей, которые испокон веков вели оседлый образ жизни, не было необходимости в расширении и использовании больших территорий. Зачем узбекскому или таджикскому дехканину-земледельцу большая территория? Он должен возделывать тот участок, который находится возле его дома, и так каждый земледелец должен возделывать свой участок. А кочевники не могли сидеть на одном месте, они должны были осваивать пространство вокруг себя, чтобы их скот находил пропитание, либо он просто умрет, будучи на одном месте.
Была Акорда, была Золотая орда, была монгольская империя. До монголов были кыпчаки, которые создали Кыпчакское ханство, были кимаки и их кимакское ханство - все они предки казахского народа, создававшие здесь свои империи, и современным казахам выпала возможность стать наследниками всей этой огромной территории. И она была огромной в силу объективных исторических причин. Эта обширная территория досталась Казахскому ханству от древних кочевых цивилизаций.
Кстати, знаменитый завоеватель Чингисхан был не монголом. Он похоронен в Улытау, близ Жезказгана. Такого мнения придерживается множество историков, в том числе известный исследователь истории Золотой Орды, автор книг «Страна Моксель» и «Москва Ордынская» Владимир Белинский. Он утверждает, что на самом деле Чингисхан был казахом и его род происходил из тюркоязычных племен.
«Кияты, кереиты, найманы и меркитами - это не монгольские, а тюркоязычные племена. Остатки их остались на территории современного Китая, но речь племен - казахская, - говорит Владимир Брониславович. - При жизни Чингисхана государственным в его империи был родственный казахскому уйгурский язык. Отец Темуджина (в казахской произношении Темиршина) Есюгей был ханом киятjв. Матерью - Оян из рода меркитами. Жена Чингисхана - Борте была из казахского рода кониратов. Все сыновья покорителя мира носили тюркские имена. Сам Чингисхан (Шингисхан) на казахском означает «лучезарный хан». У монголов ни тогда, ни до сих пор не было таких имен. Слово «хан» тоже исключительно тюркское, а не монгольское. Монголы своих правителей называли титулом «контайчи». Выбирали Чингисхана на обычном казахском курултае. У монголов такого слова нет. Только казахи, которые исповедовали тенгрианство, хоронили своих покойников в тайных местах, о которых мало кто знал. Об этом обычае писал европейский посол в Золотую Орде Плано Карпини. Он видел этот обряд. В те времена монголы отвозили своих умерших на кладбище и оставляли там под открытым небом».
Белинский считает, что русская история скрывала этот факт, чтобы не признаваться в том, что в свое время русских покорили казахи, которые впоследствии вошли в Российскую империю и были подчиненными русских царей. Поэтому всю славу завоевателей отдали далеким монголам.
«Официальное признание казахского происхождения Чингисхана произойдет в ближайшее время, - прогнозирует Белинский. - Казахстан еще оглядывается на Россию и Китай, которые имеют свои точки зрения и не собираются уступать историческим мифам».
Помните о "черных русских"? Так фашисты называли казахов за ярость в бою.
В 1916 году, когда царская Россия участвовала в Первой мировой войне, коренное население республики, в целом, считалось непригодным для военной службы, и казахов брали только на тыловые работы. Но уже с середины 1930-х годов казахи служили, как и представители всех других народов советской страны, во всех родах войск, включая элитные.
На фронты Второй мировой с территории Казахской ССР ушло около 1 200 000 человек призывного возраста. Без учета привлеченных в трудовую армию около 700 000 тысяч человек. На фронт - примерно 20% от всего населения республики, достигавшего перед войной около 6,5 миллиона человек. Из них на фронтах погибли свыше 600 000 человек - больше 10% от общей численности населения. Сколько было потерь в Трудармии, толком неизвестно. До этого, в начале 20-х годов прошлого века в нашу степь пришел первый Голод после начала коллективизации, потом этнический еврей Филипп Голощекин порезвился.
Тем не менее, наравне со славянами очень часто упоминаются в боевых донесениях и наградных листах Второй Мировой мужество и героизм нашего народа. Казахи самоотверженно дрались и погибали за российские, украинские и белорусские города и села, как за свои собственные.
Сколько бы жило в Казахстане сейчас людей, не будь таких потерь в генофонде? Поэтому-то мы и должны беречь себя как народ, оберегать и с любовью растить и воспитывать наше потомство.
Здесь наша родина, наша история. Радует, что большинство казахов знают свою генеалогическую родословную –шежире. Данное явление нам очень долго преподносили как «пережиток прошлого», но на самом деле в этом наша сила и на этом строилась казахская нация. Это очень ценная черта характера, которую следует активно культивировать, причем на государственном уровне. В той же Европе аристократами считают именно тех, кто помнит свою родословную, своих предков.
Во многих казахских жилищах можно увидеть модную мебель, новейшие марки компьютеров и прочей электроники, детей, запросто болтающих на английском или турецком языке. И в то же время — комнаты с корпешками и подушками на полу, апашек в национальных халатах со старинными браслетами на руках, с трудом изъясняющихся со своими внуками. Как правило, в таких семьях царят согласие и любовь, при том, что в доме могут звучать одновременно два-три языка, а члены семьи слушают разную музыку. Это нормальный симбиоз.
Мы, казахи – народ, безусловно пользующийся симпатией и уважением представителей национальностей, которые с нами соприкасаются в общении. Но, в то же время, есть у нас и те черты национального характера, которые не мешало бы подкорректировать. Я уже упоминал о желании казахов нравиться. Само по себе желание естественное, но все должно быть в меру. Не стоит подлаживаться под кого-то, слепо перенимать чужие нравственные и поведенческие ценности, менталитет.
Потом, у нас есть кодовая фраза: «Мы же казахи». Но обычно ее употребляют тогда, когда хотят что-то от кого-то получить или уйти от ответственности. Казахи, которые считают себя во всем по-западному продвинутыми, тоже используют этот ход в каких-то ситуациях. Имею в виду представителей определенной прослойки нашего общества, которые обычно стыдятся своей «казахскости», но иногда вспоминают о ней, когда им это выгодно.
Снисходительность наша. Когда нас обсчитают в магазине, не довесят товар на базаре, некачественно предоставят услугу в парикмахерской или поликлинике, мы говорим: «Ну, ладно, и так сойдет». Боимся показаться мелочными, хотя сами же при этом страдаем. Представители других этносов не стесняются пользоваться этой нашей слабостью.
Мы совсем не перфекционисты. Раньше, может, были такими, но со временем утратили эту характеристику. Мы сейчас просто достаточно функциональны, для нас теперь "лучшее - враг хорошего". Нет у нас стремления к совершенству, как, например, у тех же японцев, корейцев, немцев, которые стараются все делать идеально. Для типичного современного казаха главное - сделать работу в срок и достаточно качественно. Для одного человека это может и некритично, но в масштабах государства такая черта национального характера – катастрофа. Ведь именно поэтому мы не выполняем госпрограммы, которые сами же и написали, запускаем неработающие заводы, строим непрочные дома…
Русские, кстати, тоже страдают снисходительностью и достаточной функциональностью, которые были заложены в нас еще в ХХ веке через социалистические принципы хозяйствования.
Я к тому, что любая черта национального характера может позитивно отразиться на нашем развитии, если у нас будет та самая "самость казахская", если мы начнем ценить себя, прислушиваться к себе, а не смотреть по сторонам и бездумно копировать внешне красивый чужой опыт. Думаю, миру интересны будут сами казахи, а не то, какими они стали в погоне за американскими или какими-то еще стандартами.
Оставаясь собою, взаимодействуя с миром – залог процветания мира и отдельной страны, нации, этноса. Гармоничное сочетание современного образа мышления и бережного отношения к старинным традициям ни одной нации не вредило.