Статьи

Благодарим за жизнь

В народе говорят: «Жеті атасын білмеген жетесіз» («Кто не знает своих семь предков, тот не достоин называться человеком»). Шежіре можно рассматривать как одну из базовых практик народной памяти. Золотое правило шежіре гласит: даже если человек прожил всего один день, его имя должно значиться в родословной.
Чокан Валиханов писал о шежіре:
«…нет ни одного достопамятного события, ни одного замечательного человека со времени самобытной жизни этого народа, воспоминания о котором не осталось бы в народной памяти». 
Казахское шежіре в полном виде включает не только перечень поколений предков, но и знание особенностей характеров, их жизнеописания, участие их в жизни народа. Таким образом, в родословные была вплетена коллективная память об основных событиях истории, поэтому шежіре часто называют устной степной историографией. 
После того, как в 2005 году я переехал в Казахстан из Оренбуржья, меня очень заинтересовал и по-настоящему захватил вопрос моего происхождения, корней нашей семьи и рода. Для меня это стало своего рода личным историческим изысканием. 
Здесь надо заметить, что в среде российских казахов, где я жил до возвращения на историческую родину, многие из наших живущих там моих земляков не интересуются своим происхождением, но есть и те, кто стремятся глубже познать родную казахскую культуру и свои корни. Родоплеменное сознание в настоящее время у российских казахов выражено весьма слабо, к сожалению, на это повлияло очень много исторических факторов. Как правило, казахи всех возрастов знают название своего рода «ру», однако немногие представляют себе родоплеменную структуру казахов в целом и место в ней своего «ру». Молодежь подчас не знает своего шежіре. Некоторые признаются, что раньше не интересовались этими вопросами и только сейчас стали собирать сведения о своем происхождении. Лишь единицы знают своих предков до седьмого поколения.
Так, по крупицам я стал восстанавливать родословную нашей семьи, много ездил по Оренбургской, Костанайской и Актюбинской областям, общался со множеством своих предков и родственников. На то, чтобы восстановить свою Жеті ата, у меня ушло больше десяти лет. Сейчас я рассказываю нашу историю своим детям, чтобы они знали свое происхождение. Это уникальное знание, оно нужно и важно в жизни любого уважающего себя казаха. Своим детям я с гордостью рассказываю о своем прадеде Капаре, его сыне Ержане, моем отце Ербулате, о прекрасных и гордых женщинах нашего рода.
У казахской земли богатейшая история и одним из важнейших исторических испытаний для Великой Степи стала Вторая мировая война. Участником этой страшной войны был мой дед – Капаринов Ержан.
Хочу, чтобы мои дети знали, что в истории их Родины был такой момент истины - глубоко трагический и героический одновременно. Считаю, что Великая Победа - предмет гордости нашего народа.
Вторая мировая, помимо войны запада за территории и ресурсы была и войной за выживание. За выживание целых народов. Это была первая в истории война с огромными жертвами среди мирного населения. Война на уничтожение людей.
Пусть наши дети могут в любом уголке мира свободно объяснить - какую цену заплатили наши деды и прадеды за освобождение своей земли и каким был их вклад в разгром Третьего рейха.
Сегодня мы можем позволить себе быть объективными - видеть не только доблестные операции на фронтах и мастерство наших полководцев, храбрость и мужество простых солдат, матросов, но и другие аспекты войны: голод, тяжелейший труд, лагеря. Все это не только не умаляет роли нашей страны - напротив, подчеркивает героизм и стойкость нашего народа. Пусть дети знают, как наши деды героически победили в этой Великой войне. Весь советский народ – русские, казахи, татары, белорусы, грузины, украинцы… 
Считаю, что нужно учить детей правильно оценивать события, факты, людей. Учить их объективности, сопереживанию. Дать им свою оценку этой войны. Показать им эмоциональную окраску этого страшного периода. 
Этой войне предшествовали многие события: установление советской власти, продразверстки, коллективизация, голодомор... За Войной последовало восстановление страны, тоже очень голодный и тяжелый период...
Ермек Капаринов
(Полная статья доступна в журнале "Ардагер.kz" №3 (47))